Культурный блогер Дарья Вехтева: "Пойте, как слышите", или Почему в Тюмени слушают грузинскую музыку?
Грузинская группа Mgzavrebi (в переводе означает «странники») стабильно включает Тюмень в свой гастрольный график вот уже 5 лет. Сейчас на их концертах можно встретить тех, кто «ходит в гости» к грузинам из года в год. Но так было не всегда.
У тюменских концертов есть традиция: после первых песен девочки в первых рядах кричат «Молодцы, молодцы!». Солист Mgzavrebi Гиги Дедаламазишвили затевает небольшой диалог с ними прямо со сцены. В этот раз он вспомнил как 5 лет назад, когда музыканты впервые приехали в Тюмень и им не удалось собрать людей на концерт от слова совсем. Рассказывал, как тяжело играть на пустой зал, да ещё на чужом для публики языке. Людей было так мало и казалось, что в зале одни «двоюродные сестры организаторов». Тогда «Молодцы, молодцы!» впервые и прозвучало из зала и эту поддержку они помнят до сих пор.
От части ретроспективными были подводки у многих песен: Гиги рассказывал истории из студенчества, юности, которые легли в основу части песен. Гиги любит говорить о том, как его поддерживали родители, даже когда понимали, что он делал (бросил юридический, поступил на актёр, а может вообще ушёл в музыку), о друзьях-коллегах по группе и, конечно, о дочери Лизи. Возможно именно с появлением Лизи и начались тектонические сдвиги в творчестве группы. Изначально Mgzavrebi пели о любви к жизни и даже сложные темы подавали в оптимистичном ключе. Затем с каждым годом музыканты добавляли понемногу лирики: где-то с болью на разрыв аорты, а где-то с философской печалью.
В Тюмень грузины приехали с презентацией пятого студийного альбома Geo. Да, в название пластинки есть отсылка к Грузии, но больше он нашей с вами планете Земле. Искренне радуюсь, когда музыканты не делают похожие песни, потому что они точно выстрелят и будут хитами, а продолжают творить, искать новый способ выражения для свежего опыта.
Mgzavrebi повзрослели и разрешили себе через музыку говорить не только о том как важно делать то, что нравится, но и о более социальных темах. Единственная русскоязычная песня из десяти – Высоко – о том, как быстро летит время и как с каждым годом становятся важнее близкие. Одна из песен носит название Damina – это собирательный образ девочки, которая проходит по 10 километров, чтобы принести чистой воды, в том время как ноем, что в самолёте кресла неудобные. Rambo – о том, что хватит воспитывать детей на фильмах о насилии. Ananke – это диалог с судьбой (вольный перевод с греческого). В контексте песни Гиги говорит, что вырос, но не стал мудрым. Быть правильным, как того требует общество, не получается, мы все ошибаемся. А может важнее быть открытыми как дети?
– С таким энтузиазмом у нас ничего не получится! – раззадоривает нас Гиги, чтобы мы не стеснялись подпевать максимально громко. Грузинский язык звучит горная река – раскатисто и переливами – но повторить звук в звук сходу вряд ли получится. Поэтому иногда Гиги говорит «Пойте как слышите», но чаще всего помощь зала просят на короткие «Хейо –Хейо» или «Та-та-та». Не подпевать и танцевать под их музыку невозможно, особенно на припевах, где многоголосье сливается с причудливой инструментальной эклектикой.
Mgzavrebi – тот редкий случай, когда важен каждый из семи участников группы. К примеру, Бежо – мультиинструменталист, которому подвластны любые инструменты, в том числе и древнегрузинские струнные. Или Давит – самый серьёзный участник коллектив, отвечающий за клавишные и все аранжировки. Грузины любят экзотичный микс из инструментов: бас-гитара и пандури, флейта и губная гармошка и все возможные вариации перкуссии. Они делают современную музыки, ювелирно вплетаю в неё традиции, которые переделали из поколения в поколение.
Mgzavrebi – феномен, ведь изначально слушатели не знают о чём песни и всё равно приходят на концерте и покупают альбомы группы. Сейчас у грузин тур на 17 городов в России, а сольники в Москве проходили аж два дня подряд с полностью проданными билетами. Каждый раз Гиги рассказывает о чём та или иная композиция. Интересный парадокс музыки: её важно не понимать, а чувствовать.